Так совпало, что в минувшие выходные смог посмотреть сразу два "Соляриса" - Тарковского и Содберга. Причём первый смотрел на ДВД, а когда фильм закончился, щёлкнул наугад канал на пульте телевизора - и сразу задумчиво-ироничное лицо Джорджа Клуни на экране. Сразу скажу, что не намерен сравнивать эти два фильма. Скажу только, что если на фильме Тарковского я начал клевать носом, то на фильме Содберга окончательно уснул :) Но кое-какое важное наблюдение для себя вынес, которое, впрочем, основывается не столько на этих двух фильмах, но вообще подытоживает мой зрительский опыт. Я окончательно для себя убедился, насколько наши фильмы отстают от западных по уровню музыкального оформления. Там музыка зачастую надёжно скрывает все огрехи в драматургии и актёрской игре. При этом, если не брать в расчёт бравые блокбастеры, изначально заряжаемые "актуальными" молодёжными хитами, приятно поражают как тот уровень музыкального языка, который считают возможным и допустимым использовать западные режиссёры, так и уместность музыкального сопровождения по отношению к происходящему на экране. Почему-то трудно представить, чтобы наши фильмы сопровождались такими насыщенными оркестровками. Некоторое исключение для меня составляет "Ирония судьбы-2", где в отдельные моменты именно музыка спасает происходящие на экране телодвижения от полного провала в бессмыслицу, удерживая внимание на происходящем благодаря чёткой прорисовке эмоционального фона. Однако это исключение никак не позволяет ответить на вопрос, почему у нас столь худо с музыкой для кино. Недостаток талантливых композиторов? Низкая музыкальная культура зрителей? Или отсутствие интереса к разработке именно такого рода музыки - достаточно выразительной, но не поглощающей при этом целиком внимание зрителя? Надо будет при случае разработать эту тему.