25.01.2008

Христианство и коммунизм

Сегодня товарищ kommari опубликовал интересный пост, посвящённый одному из эпизодов в переписке Ленина и Горького. Великие обсуждали вопрос богостроительства. Всё это, конечно, любопытно и познавательно, однако моё внимание больше привлёк отзыв уважаемого comte-de-varand на вопросы, которые были затронуты в той переписке. Приведу компилятивную выдержку из двух его реплик, поскольку высоко оцениваю высказанные соображения:
[...]
Сегодня, когда запущенный Лениным проект почил в бозе, мы имеем основания делать какие-то суждения об ошибках, о причинах смерти СССР.

Я рассуждаю следующим образом: Красный Проект дерзновенен не потому, конечно, что он решил всех во всем уровнять, а дерзновенен в том, что имел по сути метафизические и метаантропологические цели (не меньше): создать Нового Человека. Последний, как предполагалось, представлял из себя всезнающего супер-творца, наделенного всеми христианскими добродетелями (то, что они христианские, отрицалось, а говорилось, что, дескать, они "общечеловеческие"). Одним словом, задача заключалась в изменении, преодолении человека прежнего, иначе говоря, на языке философии, в трансцендировании человека.

Ресурсом и инструментом этого трансцендирования признавалось совмещение двух подходов: а) человеку дают свободу, освобождают его от трудовых обязанностей былого, крепостного времени + путем повышения производительности труда на фабриках высвобождают для человека свободное время; б) чтоб это свободное время он не использовал на пьянки и прочие способы праздного времяпрепровождения, человеку дают какую-то систему целей, идеалов, "программ роста", делают это через общедоступное и всеобщее образование, приучают его к классическим эталонам культуры...

В общем, в конце концов, считалось, что эта химическая реакция приведет к супер-человеку, что будет какое-то чудо: вчерашний сын батрака будет строить космические корабли, жертвовать своей жизнью ради высоких идеалов, сочинять поэмы, офигевать от классической музыки и идти на смерть ради всего этого.

Такового НЕ случилось в итоге. Трансценденция НЕ удалась, хотя и было много успехов, с этим не поспоришь.

В частности, не было понятно, каким образом простое секулярное образование должно привить человеку высочайшие моральные нормы. Мораль была эмансипирована от религиозных источников и референтов. О ней не говорилось и в "св. писаниях" коммунизма: у Марксе не написано, почему я не должен убить Васю К., почему я не должен прелюбодействовать, почему я должен не пить и не браниться.

[...]
В общем, секулярная культура, даже в лучших своих выражениях и эталонах, не способна воспитать в человеке высокие вертикальные смыслы, привить их человеку.

Это было очевидно для Богданова, Луначарского и Горького: они, видимо, слишком приелись казенным православием, ставшим по сути министерством пропаганды весьма проблематичного царского режима, но полностью отказаться от религиозных референтов человека, от объективно-идеалистических источников должной жизни и бытия они не могли и не хотели. В результате рождается то самое богостроительство. Признаться, не читал первоисточников, но примерно могу составить мнение по многим статьям, с чем это дело можно потреблять.

По мне, так и эта попытка не удалась: нельзя "придумывать" религии. Творить, создавать можно идеологии, стратегии, но не религии, ибо последние претендуют на высшую Истину-без-дураков, т.е. в них нужно действительно всем, честно и откровенно верить. Иначе никак.

Кургинян как-то об этом рассуждал следующим образом: организации с метафизической начинкой могут жить тысячелетиями (напр., Католическая церковь, разные религиозные ордена). А секулярные проекты в целом имеют жизнь в 60 лет. Первые 20 - период энтузиазма и жертвенности (1930-1950), следующие двадцать - "лирический период" (1950-1970) - "Девять дней одного года" Ромма - т.е. какие-то огоньки от Революции остались, но лишь локально, местами; последние 20 лет (1970-1990)- остывание, выдыхание и смерть.

[...]
В общем, чтоб подвести итог: Красный проект - суть почин с совершенно религиозной энергетикой и жертвенностью. Проблема в том, что сами его основатели это не до конца осознавали, что аукнулось на нас, их наследниках. Коммунизм есть плоть от плоти христианства (наиболее последовательное и радикальное прочтение христианской метафизики и антропологии), и пусть современные церковники лопнут, доказывая обратное, все бессмысленно: очевидных вещей не затушевать.

Подведу свой итог. Конечно, о вероятном единородии коммунизма и христианства я был осведомлен и раньше. Как и о необходимости неустанного преодоления в развитии самого себя (борьба лучшего с хорошим), чтобы стать достойным представителем рода человеческого.  Есть такое мнение. Но мне не понять, почему мораль обязательно должна проистекать из метафизического источника. Собственный опыт свидетельствует об обратном. Вслед за Сокуровым я могу заявить, что меня во многом создали те люди, с которыми меня свела жизнь. Пусть даже наше общение зачастую и было опосредованным.