Существует довольно убедительная версия, что автором ее был Олеша. Выражение Сталину понравилось, и он часто употреблял его, сопровождая словами: "Как метко выразился товарищ Олеша..." А уж потом эту "белую фразу" приписали вождю (о чем Шкловский рассказал Юрию Бореву в 1971 году в Переделкине).
Выступление Олеши - одно из самых живых. Он просто рассказал про свою "концепцию о нищем": "Вот я был молодым, и у меня было детство и юность. Теперь я живу, никому не нужный, пошлый и ничтожный (реакция на критику "Зависти". - В.Ш.). Что же мне делать? И я становлюсь нищим. Стою на ступеньках в аптеке и прошу милостыню, и у меня кличка "писатель"...
Олеша теперь не свою молодость хочет вернуть, а увидеть молодость страны, "т.е. новых людей". "Я хочу создать тип молодого человека: наделив его лучшим из того, что было в моей молодости". Писатель слегка лукавил, рассказывал post factum - ведь пьеса для кинематографа "Строгий юноша" уже была написана и прочитана. Писатель Тарасов-Родионов (сейчас упоминаемый как человек, уговаривавший Сирина-Набокова вернуться в СССР) сказал, что Олеша "может стать <...> "советизованным Прустом" - и это звучало как большой комплимент.
Источник: "О Фельдфебелях, карнавале и заговоре чувств"
Комментариев нет:
Отправить комментарий