Для решения вопроса о методе создается специальная Комиссия Политбюро! Их пятеро, состав соответствует важности вопроса: генеральный секретарь Сталин, член Политбюро Каганович, кандидат в члены Политбюро Постышев, заведующий Агитпропом ЦК Стецкий и единственный "чистый" литератор Иван Гронский. Горький остается за кулисами.
Накануне решающего заседания Сталин лично обсуждает вопрос о методе именно с Гронским. Критик предлагает "пролетарский социалистический реализм" и "коммунистический реализм". Эпитет "пролетарский" Сталин благоразумно отвергает - ведь надо объединять творцов разного соцпроисхождения. "Коммунистический реализм" кажется ему преждевременным. И он, по свидетельству Гронского, сам предлагает искомое - "социалистический реализм" ("реализм "социалистический" или "буржуазный" - нереален", - писал Замятин в начале 1920-х. Ох, как он ошибался!).
На заседание Комиссии приглашены рапповцы, которые не хотят уступать ни пяди своего "диалектико-материалистического". По сути, идет изнуряющий, часов на семь, спор в защиту одного фантома против другого фантома. Сталин (вспоминает Гронский) выступал 10-15 раз. А 23 мая Гронский "озвучивает" вопрос о методе в "Литературной газете". Он ни на кого не ссылается, "ибо формулировка никому в отдельности не принадлежит". Так и произошло рождение нового метода - социалистического реализма!
Источник: "О Фельдфебелях, карнавале и заговоре чувств"
Комментариев нет:
Отправить комментарий