25.12.2007

О научной деятельности

В горькой и провокативной статье "Придите и володейте нами" отыскал интересные размышления о необходимых для развития научной деятельности общественных условия:


Дело тут вот в чем. Занятия наукой требуют не только и не столько особым образом устроенного ума (хотя и это важно: например, среди некоторых народов просто не существует людей, способных заниматься высшей математикой), сколько особой формы социальной организации. Наука = научное сообщество. В нем поддерживаются определенные правила, непохожие на обычное человеческое общежитие. Например, для него важны идеалы свободной дискуссии, беспристрастного анализа, служения истине. Конечно, любой научный работник, прочтя это, рассмеется мне в лицо и скажет, что реальная жизнь научного сообщества как нельзя более далека от этих высоких идеалов. И будет неправ. Потому что, какие бы звериные нравы не царили в научных коллективах, идеал все же существует и признается всеми, а всякие административные игры, дележка средств, раздувание авторитетов и прочие «человеческие, слишком человеческие» дела осознаются как отклонение от нормы. И к этой норме всегда возвращаются, рано или поздно. Любой дутый авторитет будет рано или поздно скинут с пьедестала молодым исследователем, публикующим новую смелую гипотезу. Любая заадминистрированная научная область будет подвергнута критической чистке со стороны коммерческой лаборатории, которая опубликует данные нового исследования. И, в свою очередь, корысть коммерческой науки, фальсифицирующей данные в интересах спонсоров, будет разоблачена наукой академической.

Но это касается только западных коллективов и тех, кто в них работает. Потому что незападные народы, кроме очень вестернизированных, неспособны поддерживать интеллектуальный климат, нужный для занятий наукой.

Это связано с их социальными инстинктами. Например, представители некоторых народов органически не способны спорить с теми, кто выше их по статусу, старше по возрасту и так далее. В научном коллективе, собранном из молодых и стариков, молодые будут всегда кивать и смотреть в рот аксакалам. В то время как наука требует прямо противоположного: молодые чаще оказываются правы, чем старики, и те должны уметь и хотеть их слушать и учиться у них новому. Но на это способны только белые люди и некоторые очень продвинутые азиаты. В Африке или в невестернизированной Азии таких крайне мало. Все попытки заниматься наукой будут парализованы невозможностью ведения научной дискуссии, так как она сразу же сведется к выяснению того, чей статус выше, после чего мнения самого статусного индивида автоматически будут приняты всем сообществом.

[...]
При этом тот же самый восточный человек, оказавшийся на Западе, может стать неплохим ученым. Попав в западную культурную и научную среду, он перестроится, научится новым формам общежития и сможет стать полноценным. Но как только он попадет в привычную, родную атмосферу стаи, он быстро утратит свои полезные качества и станет как все: то есть не осмелится возразить старшему, высказать оригинальную мысль, и так далее. Поэтому немало свободных умов из развивающихся стран предпочитают жить и работать на Западе, хотя их правительства, в отличии от российского, всячески способствует материальному благополучию своей элиты...

Источник: "Придите и володейте нами"

Powered by ScribeFire.

Комментариев нет:

Отправить комментарий