30.01.2008

Андрей Кураев: «У серьезной литературы есть будущее»

Не так давно я стал читателем блога о современной русской литературе от пользовательницы durman. Сегодня она разместила интервью с Андреем Кураевым (перепечатка из журнала Журнал «Деньги»), где тот рассуждает о нынешнем состоянии серьёзной литературы. Кому интересно прочесть весь материал, те могут обратиться к первоисточнику (ссылка в конце поста), а я ограничусь выдержкой о ситуации с успехом Гарри Поттера у взрослой аудитории и вообще успехом квазимистической литературы.

Вы считаете, что это деградация?

- Когда в мире взрослых книгой номер один становится детская сказка, то это означает одно из двух. Это может быть свидетельством евангельского просветления народной толщи. Однако по другим признакам я не могу поставить такую оценку нашему современному социуму. И значит, это признак того, что только детские книжки нам по зубам, их мы еще понимаем.

Но ведь помимо Гарри Поттера среди бестселлеров постоянно фигурируют полумистические романы — книги Пауло Коэльо, «Код да Винчи» Дэна Брауна. Их разве не понимают?

- Пауло Коэльо — это винегрет, набор философических банальностей. Это чисто клиповая вещь, книжка настроения, не требующая дисциплины ума, отточенности мысли, ответственности за употребляемые категории. «Код да Винчи» читается как детектив. Причем на популярность здесь больше работает реклама, нежели сюжет. Отшумела книга — и все забыто. Всерьез о ней сегодня не будут разговаривать. Хотя, на мой взгляд, эта книга гораздо умнее своих читателей. И Дэн Браун предлагает игру, похожую на ту, которую вел Булгаков в «Мастере и Маргарите».

Разве можно сравнивать книги Дэна Брауна и Булгакова?

- Обе написаны одинаковым методом — это игра с цензурой. Вроде бы ты соглашаешься со своими оппонентами, поддакиваешь им, но на самом деле показываешь, что их аргументы вытекают из гнилого источника. Оба писателя используют логический аргумент reductio ad absurdum — доведение до абсурда. Таким абсурдом у Булгакова оказывается то, что атеистическое перетолкование Евангелия восходит к сатане, а отнюдь не к науке. А у Брауна главным хранителем пропагандистского учения о Христе, альтернативного церковному, оказывается убийца и провокатор Тиббинг.

Источник: Андрей Кураев: «У серьезной литературы есть будущее»

Powered by ScribeFire.

Комментариев нет:

Отправить комментарий