01.02.2008

О критике: поединок крысы с мечтой

В журнале "Реальность и фантастика" (№1, 2008) обнаружил любопытную рецензию на книгу... рецензий. Речь идёт о новой книге Романа Арбитмана "Поединок крысы с мечтой. О книгах, людях и около того.", в которой собраны рецензии этого автора, написанные им на протяжение 90-х годов минувшего столетия. Мария Галина, автор заинтересовавшей меня рецензии, отметила крайне занятный парадокс: уже практически никто не помнит тех книг, на которые писались рецензии, но сами по себе рецензии до сих пор не утратили своей остроты и оригинальности, словно они существуют в особом культурном пространстве. Что это за пространство? Автор рецензии не даёт прямого ответа. От себя предположу, что там уже важен не столько объект критики как таковой, сколько те проблемы и принципы, которые некогда нашли в нём своё наглядное воплощение, но отчего-то до сих пор не сошедшие на нет. Потому, добавлю, что, видимо, они имеют уже явно внелитературные корни, и требуют более широкого контекста для своего анализа и понимания. Впрочем, это только моя догадка, поскольку книгу-первоисточник я не читал. Да и вряд ли когда-нибудь прочту: настолько мал шанс, что она вообще доберётся до наших широт. Напоследок небольшая выдержка из рецензии:

В своей колонке на Питерbook'е Василий Владимирский пишет: "Среди занимающихся фантастикой критиков авторы, доказавшие своим творчеством, что рецензия - один из множества равноправных литературных жанров, то Роман Эмильевич среди них первый". Я бы пошла еще дальше: Арбитман, вслед за его любимым автором Станиславом Лемом (в "Поединке" ему посвящена большая статья) доказал, что критика может обойтись БЕЗ литературы. На презентации новых книг Романа Арбитмана в московском клубе "Жесть" именно эта мысль, в конце концов, была высказана после бурных обсуждений. Критика не просто как самостоятельный жанр, но как конечное (а не посредническое) звено в цепочке читатель-критик-писатель. Как ни забавно это звучит, но многие из нас имеют представление о "модных" романах исключительно по критическим статьям или по кратким пересказам. А главный редактор "толстого журнала" "Знамя" и известный критик Сергей Чупринин даже выпустил двухтомный справочник "Русская литература сегодня. (Все, что вам нужно знать, чтобы прослыть человеком, хорошо разбирающимся в современной литературе)". Не быть, а именно прослыть. Читать же многие из произведений, едко и хлестко отрецензированных Арбитманом, в здравой памяти и твердом уме не станет ни один непрофессиональный читатель - критик здесь нечто вроде "грибного человека" за королевским столом, определяющего с риском для собственной жизни, можно ли без вреда переварить то или иное произведение. Арбитман в этом смысле - самый рисковый. Еще и потому, что он не боится нарушать конвенцию - заговор благостного молчания, существующего вокруг крупных имен.

Мария Галина. "Рецензия как жанр"


Powered by ScribeFire.

Комментариев нет:

Отправить комментарий