10.03.2008

Музыка: Брайна Ино о человеческом голосе и музыке

В своём предыдущем посте, который был посвящён выходу нового альбома "Nine Inch Nails", я пустился в дилетантские размышления о роли человеческого голоса в структуре музыкальной композиции. Неожиданно эта тема получила для меня продолжение, причина чему только что прочтённое интервью Брайна Ино (Brain Eno), где тот приводит свои соображения по тому же поводу. Традиционно привожу развёрнутую выдержку:

W: В Вашем интересе к перформансам и инсталляциям в последнее время есть некая тяга к чему-то закрытому, эксклюзивному?

E: Возможно. Хотя, в наше время, грань «открытая/эксклюзивная» непреклонно стирается… Например, в начале 80-х, музыка «Ambient» была странной и даже безумной идеей. Я до сих пор помню свои беседы с менеджерами рекорд-компаний и их слова: «Никто не будет слушать музыку без барабанов, без певца и без слов». То есть они видели только те вещи, которая эмбиент-музыка не имела… Время же показало, что такая музыка, с длинными пассажами одной структуры, без голоса и чего бы то ни было, очень даже слушается. Более того, она стала вестником целой эстетики.

Именно в эту область я «дрейфую». Мне кажется, что не за горами некая новая форма искуства, сочетающая видео-нарезки, художественный коллаж, поп-музыку, рок’н’ролл, электронику — все на свете, без страха и упрека, так сказать…

W: Кстати, как Вы оцениваете свою музыку?
E: Я не люблю оценивать то, что делаю сейчас. Только ретроспективно…

W: ОК. «Another Green World», «Tiger Mountain»…
E: Хм… Помимо чисто музыкальной ценности, эти работы имели целью убрать «рассказчика» из центра композиции. На альбоме «Another Green World» четырнадцать условных треков, и только в пяти прослеживается голос… Понятие «песня» являлось в то время непреклонной истиной. Что ж, пришлось обмануть доверчивого слушателя. Они думали, что слушают «песни» — на самом деле это был «Ambient» с элементами вокала.

В то время я буквально горел идеей делать музыку, имеющую иную эмоциональную связь со слушателем. Зерном композиции должна была стать именно музыка, а не манера ее исполнения, слова или голос певицы. Я применял кучу фильтров к голосам, добавлял эхо-эффекты, искажал смысл фраз. Целью было показать — это не главная часть композиции. Важная часть общего ландшафта, но не главная…

Это было самым трудным — и для меня и для слушателей. Когда в треке есть слова, хочется воспринимать их серьезно. Я же добивался того, чтобы слова и голос стали еще одним музыкальным инструментом.

Конечно, это не всегда так. Есть категория современной музыки, где вокал и лирика доминируют. Для этого нужно иметь сильную идею.


Источник: "Стратегии Брайана Ино"

Комментариев нет:

Отправить комментарий