12.05.2008

Ольга Балла: Масскульт (2)

Снова возвращаюсь к интересной статье Ольги Баллы, посвящённой феномену массовой культуры. На этот раз выдержка, где выделяются наиболее общие черты масскульта. Ключевая для меня мысль - масскульт прежде всего форма повседневности.

Масскульт прежде всего – одна из форм повседневности, собственно, одна из самых что ни на есть базовых её форм, а повседневность – её коренная проблема. [...] Если явления «высокой» культуры (по крайней мере в традиционном их понимании) существуют как исключения из обыденного порядка вещей, как бы в «раме», отделяющей и выделяющей их из общего потока жизни (потому и требуют некоторых специальных усилий для своего восприятия, а как правило, даже и определённой подготовленности), - то явления культуры массовой в этот порядок жизни вливаются до неотличимости от него и не требуют от «реципиентов» ни усилий, ни подготовки. Она воздействует как фон. Её любимый приём – повторение, её преимущество – узнаваемость (даже когда речь идёт о чём-то экстремальном, ну типа расписывания стен рисунками и надписями агрессивного содержания из пульверизаторов с красками – тоже, между прочим, форма массовой культуры, со своими правилами, эстетикой и поэтикой).


Причём характерно, что – раз уж масскульт прежде всего некая форма жизни – она, стало быть, касается всех решительно её, жизни, форм, ей до всего есть дело. Что ни попадёт под руку – всё в дело годится. Массовая культура ведь страшно насыщенная в ценностном и смысловом отношении вещь, она ни единого предмета не оставляет без ценностных проекций. Это хорошо видно на примере рекламы, которая превращает какие-нибудь сигареты, пиво, жвачку символами таких больших вещей, как свобода, индивидуальность, освоение нового… - и таким образом рекламирует-то вовсе не их, а всё те же, стандартизованные до неузнаваемости, новоевропейские ценности. Происходит «гиперсемантизация» мелких, подсобных самих по себе предметов: каждый из них разрастается до знака образа жизни, ценностной позиции. Причём такого, который касается буквально каждого: чего в массовой культуре нет, так это непосвящённых.

Источник: "Смысл и назначение масскульта"



Комментариев нет:

Отправить комментарий