28.05.2008

Сергей Корнев: Генезис личности

Сергей Корнев разразился новой статьей "Имидж в эпоху спектакля", опубликованной на сайте "ИNАЧЕ", в которой "строго по дискурсу"задаётся вопросами о возможностях существования человеческой личности в современных условиях; а последние, ясное дело, никаких обнадёживающих перспектив по этому вопросу даже не предполагают. Но только на первый взгляд. Выход всё-таки есть. Иначе и быть не может.

Приведу обширную выдержку, где автором смело раскрывается суть понятия "личность".

XX век провозгласил "смерть человека": его поведение рассыпалось на множество социальных ролей, обслуживающих тот или иной сектор экономической машины; его мышление превратилось в бессмысленный конгломерат втиснутых в сознание голосов; в проблему превратилась даже собственная идентичность, кто он такой и что из себя представляет. Личность человека, как ее представляли в XVII или XIX веке, выстраивалась вокруг "большого Я" - центра, который придавал субъекту целостность и иерархию, который подчинял и контролировал весь набор ролей и языков, в которые он вовлечен. В XX веке человеческая личность потеряла этот центр, она рассыпалась на множество "маленьких я", которые находятся друг с другом в сложных и противоречивых отношениях. Все эти "маленькие я" не образовывают "самость", целостность, они принципиально неполноценны и фрагментарны, подсказаны индивиду извне, заимствованы им из окружающего мира. Попытка играть в "большое Я", в классическую личность, приводит такого индивида только к еще большему отчуждению от себя самого. Приводит к тому, что одна из этих чуждых ему ролей подчиняет все остальные и лишает человека даже той малой степени свободы, которую он имел, играя на столкновениях и противоречиях своих "маленьких я". Проблема даже не в том, что субъект децентрировался и эти "маленькие я" неспособны сложиться в иерархию - проблема в том, что неполноценны сами эти роли. Ни одна из них не достойна того, чтобы стать сердцевиной личности.

На первый взгляд, современная личность существует лишь как формальная точка пересечения определенного набора социальных ролей и функций, - или, другим языком, точка встречи нескольких разнородных дискурсов, позволяющая наладить между ними символический обмен. Субъект образует пространство, где социальные структуры взаимопроникают друг в друга. Формальное единство индивида, накладываясь на его внутреннюю фрагментарность, связывает разнородные структуры между собой. Понятно, что малейшее пространство свободы в этой картине мира отсутствует. Индивид здесь является чем-то вроде тамагочи. Все его свойства и атрибуты, как внешние так и внутренние, - это атрибуты его функции, маски, они и воспринимаются как атрибуты маски, и изменить что-либо он не в состоянии. Его поступки, мысли, слова, даже его внутренние переживания, - это просто внедренные в его сознание социальные штампы, то, от чего он сам бы с отвращением отшатнулся, как от чуждой себе силы, как от своего "внутреннего трупа", если бы вдруг на секунду стал полноценной личностью.

Проблема даже не в том, что такой индивид захвачен извне и скован навязанными социумом ролями и языками, а в том, что он и внутренне не существует как свободный. "Субъект", как некое активное творческое единство, в этой системе просто не нужен, - бритва Оккама заставляет забыть о его существовании. Гипотеза об "одушевленном существе" в данном случае становится совершенно излишней. В 60-е годы прошлого века осознание этого факта привело к появлению лозунга "Люди уходят, остаются структуры."

Сегодня мы видим, что даже в этом пространстве все-таки остается возможность свободы, место для рождения новой полноценной индивидуальности. Уникальный свободный субъект может существовать как точка разрыва структур, как определенный дефект, возникающий при их контакте. Внутри этого дефекта, или просвета в ткани социальных структур, есть определенное пространство свободы для индивида. Пространство недоопределенности, где диктат структур перестает работать и субъекту волей-неволей приходится творить свою роль из пустоты, из себя самого. Неповторимость дефекта гарантирует уникальность этой роли и, соответственно, позволяет признать реальное, а не только формальное существование породившего эту новую роль индивида. Теперь его нельзя свести просто к функции в мире структур. А поскольку любой индивид так или иначе сталкивается с рассыпанными в пространстве культуры дефектами или просветами, значит для каждого человека существуют определенные моменты свободы, - ситуации, когда он имеет шанс совершить уникальный, никем не непредусмотренный творческий акт. Дальнейшее бытие такого субъекта может снова погрузить его в несвободу, а может и дальше развертываться как бесконечное самопреобразование этого первичного дискурсивного дефекта.

Человек в современном мире может реализоваться как полноценная личность, только если поставит в центр своего существования определенный дефект, изъян, разрыв, просвет в ткани социального дискурса (или, другими словами, в пространстве своей культуры). Изначально такой субъект рождается в точке, где изъян уже существует. Обычный бесформенный и децентрированный субъект-тамагоча натыкается на этот изъян и выстраивает себя вокруг него. Амебообразно растекаясь вокруг него, он поглощает этот изъян внутрь себя и превращает его в свой скелет. Усваивая изъян дискурсивного пространства, индивид переваривает его в себе и возводит во внутренний закон, в "категорический императив" собственной личности, вокруг которого выстраивается все остальное ее содержимое, весь набор "маленьких я" и навязанных социумом ролей и языков. Он становится носителем "дискурсивной дефективности", "парадоксальности", "разорванности", "просветленности" определенного сорта, которую он извлек из переваренного и усвоенного им первичного просвета-дефекта. В дальнейшем диапазон свободы все более расширяется, потому что субъект бесконечно расширяет исходный просвет и пристраивает к нему все остальные встреченные им дефекты социального поля.

Врастая в индивида, дискурсивный просвет получает жизнь, начинает эволюционировать и развиваться. Через посредство субъекта, его активности, просвет отделяется от места своего первоначального рождения и, непрерывно видоизменяясь, начинает странствовать по разным социальным и культурным дискурсам. Для индивида этот просвет-изъян превращается в средство управлять социальными дискурсами, соединять и разъединять их определенным образом. Если роль обычного субъекта - быть связующим звеном, местом встречи различных структур, то изъян позволяет индивиду сочленять эти структуры по-новому, сталкивать их, вводить их в новые отношения друг с другом. Таким образом, не структуры управляют индивидом, а он управляет структурами, используя логику дискурсивного просвета, которой он овладел и которая позволяет ему уникальным образом модифицировать заданный набор языков и ролей, сталкивая и скрещивая их друг с другом.

Эта стратегия гарантирует личности самобытность и уникальность при использовании любых языков и ролей, при вторжении в любой существующий дискурс, в любой сегмент социума. Личность возрождается как уникальная стратегия игры в пространстве структур. Овладевший просветом индивид способен проделать трещины и отверстия в любой системе социальных и культурных перегородок. Как хакер в Сети, как мышь в мегаполисе, он прогрызает бетонные стены социальной машины и испещряет их целой системой тайных ходов и норок. Это не просто стратегия выживания и убегания, - это стратегия борьбы, стратегия личного свершения. Это стратегия перпендикулярного существования, которая позволяет жить в социуме, но быть свободным от него. Это способ возродить значение личности в сегодняшнем мире.

Если взглянуть на нее изнутри, эта личность подчиняется только логике собственного дискурсивного просвета - того самого просвета, которым она однажды овладела, и который сделала своей сущностью, своим скелетом. А если взглянуть на нее извне, как она строит свои отношения с внешним миром, ее действиями управляет стратегия радикального развоплощения, бесконечная и непредсказуемая для других череда перемены масок и образов, организованная именно так, чтобы максимально упростить для личности следование ее собственной суверенной логике.

Источник: "ИNАЧЕ"


Комментариев нет:

Отправить комментарий