24.10.2008

Об истории отечественной электронной музыки (1)

OPENSPACE.RU
интервью
Андрей Смирнов: «В Париже гудков не нашлось»Андрей Смирнов: «В Париже гудков не нашлось»
Композитор и мультимедийный художник представил в Париже забытые успехи советской электронной музыки 1920—1930-х годов. В интервью OPENSPACE.RU он изложил удивительные биографии и истории той эпохи
Дальше ›
все материалы рубрики

Всем настоятельно рекомендую к прочтению эту замечательную статью, посвящённую истории отечественной электронной музыки. Очень познавательно. И не об Aphex Twin. :) Вот характерный фрагмент:

— Так с чего же все началось, по вашей версии?

— С композитора и изобретателя Арсения Авраамова — это совершенно забытая у нас «глыба», сравнимая по масштабу со Львом Терменом или Павлом Флоренским. История почти библейская: Авраамов «породил» Бориса Янковского, своего лучшего ученика, который в 1930-х годах занимался спектральным синтезом звука. Янковский очень сильно повлиял на Мурзина, которому в 1938 году пришла в голову идея синтезатора «АНС». Ну а вокруг синтезатора «АНС» возникли фигуры Станислава Крейчи, Эдуарда Артемьева и других, но это уже наш, известный период.

— А что сделал Авраамов?

— Проблема в том, что даже объяснить, чем занимался Авраамов (и чем мы сейчас занимаемся в «Термен-центре»), обычному россиянину совершенно невозможно, при том что после него осталось огромное количество теоретических работ — писать он начал где-то с 1912 года. Авраамов одновременно был выдающимся теоретиком музыки, прекрасным акустиком, хорошим конструктором и замечательным литератором. Поэтому, чтобы оценить его вклад, необходимо не просто знать теорию и историю музыки, но знать акустику на уровне хорошего физика и современные технологии синтеза и обработки звука на уровне инженера-технолога. Не разбираясь во всем этом, невозможно объективно оценить его гениальные идеи 1916 года. Потому что он уже тогда открытым текстом формулировал те концепции, которые были изобретены в 90-е. Он даже привел математические формулы, по которым можно было смоделировать звук струны, возбуждаемой смычком, — т.е. предложил технику синтеза методом физического моделирования. Он описал метод синтеза звука, построенный на сложении обертонов, то есть реализовал современный аддитивный синтез. И это в 1916 году — задолго до изобретения первого электронного музыкального инструмента.


Комментариев нет:

Отправить комментарий