Посредственность – "потребность в схеме, неспособность выйти за пределы этой схемы, <…> иметь дело с открытым миром". Для согласного на схему – и боящегося мира – "человека паники" "всё должно быть упорядочено раз и навсегда, решено и закрыто".
До социальной опасности отсюда - один шаг: "…> это человек бесконечно манипулируемый", - его "легко принудить к чему угодно, легко употребить на что угодно. "
Тут важно, что "посредственность – не врождённое свойство человека", но выбор, позиция – культурная и этическая, а в конечном счёте и метафизическая: отказ от критичного отношения к заданному и навязанному, от готовности видеть сквозь него.
В ловушку такой посредственности, по мысли автора, и попало наше общество в постсоветские годы – да так до сих пор там и остаётся. Это о социальном. Но понятно – и в этом вторая главная мысль Седаковой – что социальное тут - только следствие, хотя и вполне неминуемое.
Выработкой в человеке умения сопротивляться закрытости занято искусство. В этом смысле оно совсем не так противоположно "морали", как принято считать в Новое время. Более того: "«проклятый поэт» превосходит «доброго обывателя»" именно в нравственном отношении – и романтические схемы тут ни при чём. Просто потому, что он отваживается видеть и чувствовать шире и глубже, "обращает внимание на то невидимое зло, о котором повседневная модель забывает <…>". То, противоположное посредственности, "чем занимается искусство, можно назвать расширением сердца. Превосхождением собственной данности. "
Источник: "Умри и стань"
Комментариев нет:
Отправить комментарий