23.11.2007

О формах мышления

Вы, конечно, заметили, что по меньшей мере с начала прошлого века и до сих пор господствующей формой всеобщего образования и, соответственно, рассудочного мышления является именно историческая форма, отчего самым распространенным ныне выступает исторический метод отношения к предмету, исторический подход ко всему. Подобно тому, как в семнадцатом веке господствовал математический, или геометрический метод, в восемнадцатом веке – механический подход, а в девятнадцатом столетии – физический и биологический подходы, сегодня наиболее адекватным считается метод исторический. Но если рассматривать гегелевское учение в историческом свете, который нивелирует существенные различия, то оно отличается от других учений только своими деталями. С точки зрения времени, т.е. с точки зрения истории, как она воспринимается сегодня образованными людьми (а история сводится ими исключительно к временному процессу), все исторические явления, в общем-то, одинаковы, ибо все они хотя и разные, но находятся в одном временном ряду.

[...]
И то, что их называют гегельянцами, можно просто оставить на совести сторонников гипертрофированного исторического взгляда, т.е. такого исторического взгляда, согласно которому исторический взгляд есть высший взгляд. Ведь на самом же деле такой взгляд – отнюдь не высший. Этот взгляд выражает собой всего лишь современную, т.е. слишком современную мудрость: мы знаем теперь, что все развивается исторически, а раз так, то, значит, все временно, преходяще и нет ничего абсолютного, вечного, окончательного, в том числе – никаких непреходящих результатов истории философии, никакой вечной философии и т.д.
Муравьева А.Н. "Учение Гегеля об абсолютном духе и задачи новейшей философии"
Источник


Powered by ScribeFire.

Комментариев нет:

Отправить комментарий