23.11.2007

О природе времени

Потому что философ, как неоднократно подчеркивал Гегель, никогда не может сделать больше, чем позволяет ему то время, в которое он живет. Поэтому и гегелевское философское учение, как всякое другое, выражает дух своего времени, своей эпохи – не более, но и не менее. Это обстоятельство, конечно, отнюдь не означает торжество исторического релятивизма, т.е. зависимость философа исключительно от того времени, в которое он живет и познает. Ведь то, что он делает в исторической, т.е. определенной различными преходящими условиями временной форме, имеет абсолютное, вечное содержание. Кроме того, историческое время, равно как и физическое время, течет не само по себе, а потому, что в нем развивается его иное – ему противоположное, т.е. вечное, абсолютное. Уже древние знали, что время есть движущийся образ вечности, а многие наши современники благодаря специфически-историческому характеру своего образования забыли об этом.

Муравьева А.Н. "Учение Гегеля об абсолютном духе и задачи новейшей философии"
Источник

Powered by ScribeFire.

Комментариев нет:

Отправить комментарий