21.01.2008

О повседневности

Приведу любопытные выдержки из доклада Елены Стяжкиной "Россия-Украина: повседневность versus цивилизация (Тезисы к докладу)", где она рассуждает о таком явлении, как повседневность. И хотя широкое употребление автором понятия "архаика" вызывает несколько размывает смысл материала, однако ряд моментов схвачено и передано верно:

[...]
Мир простого человека реагирует на социальные катаклизмы уходом в архаику, пределы которой определяются ментальными установками, традиционным образом жизни и прагматическими задачами. Среди которых на первом месте - физическое выживание.

Длинные социальные связи - как то право, идеология, политика - не эффективны. Здесь они бесполезны, а потому - не действуют. Отход в архаику актуализирует связи личные. Только они действуют на уровне села, рабочего места и даже на уровне корпорации.

Мир повседневности - не рефлексивен. Простому человеку некогда думать о том, что социальные катаклизмы нарушили временную, пространственную, историческую иерархию.

[...]
Отход в архаику - это совокупность бесконечных практик сопротивления. Но сопротивления обыденного и прагматичного. [...]

Отход в архаику упрощает язык, требуя от него достаточности для понимания и все. В этом смысле матерщина революционных и 90-х - абсолютно закономерное явление повседневности.

Надо только признать, что разрушение привычного социального уклада в 1991 году также сопровождалось отходом в архаику, только пределы ее были значительно расширены. Заградительные сооружения в виде традиционного общества, привычки жить вместе, православия оказались подточенными настолько, что миры простого человека выпали из пределов социальности в те пространства, которые, как в первобытном обществе, потребовали актуализации силы, агрессии, унижения слабости, выпадения в язычество. Из таких эпохальных глубин адекватно реагировать на происходящее было невозможно. Выжить и сохраниться, сохранить свое потомство - вот задача, которую снова решало общество на уровне повседневности.

[...]
Между тем, возвращение из архаики осуществляется с помощью установления новых правил, единых для всех. Жизнь должна быть понятной и полезной.

Наверное, поэтому репрессивные практики большевиков воспринимались как некое благо: люди хотели правил. И правила были установлены.

Только личный интерес и здравый смысл в условиях мирного времени могут позволить государственным практикам найти отклик в мирах простых людей.

Источник: don-alexej.livejournal.com



Powered by ScribeFire.

Комментариев нет:

Отправить комментарий