22.01.2008

Александр Сокуров: художник и советская власть

Удивительный фрагмент из мастер-класса Александра Сокурова, проведённого недавно в Киеве. Всего один абзац текста - но какова драматургия! Ощущение, словно рассказ прочитал:

Я позволю себе открыто сказать, что глубоко разочарован тем, что выбрал режиссёрскую деятельность. Я потерял больше, чем приобрёл. Борьба в условиях тоталитаризма не добавила мне чего-то - она забрала у меня очень много. Она отняла у меня время. То, что я делал, я делал совершенно не потому, что боролся с советской властью. Она мне была не интересна (улыбается). В те тяжёлые годы, когда внутри мне было очень тяжело, я гулял поздно ночью по центру города. На одном из перекрёстков висел огромный портрет Брежнева, и по ночам специальные люди добавляли ему очередную награду - Герой соцтруда или что-нибудь такое. На портрете ширина груди, наверное, продумана была, потому что ему периодически дорисовывали и дорисовывали. Я ночью наблюдал за процессом и понимал, что Брежнев меня переживёт. Я не собирался с этой властью бороться. У меня своих художественных проблем было по макушку: что такое личность человека? Как ему сопротивляться? Как ему прожить? Как человек переживает потерю близкого? Советская власть и прочее меня мало касалось. Но оказалось, что я остался победителем... Власти той нет, а я есть и продолжаю работать.

"Кино Дайджест" №1(56), 2008