Недавно прочёл, что Алексей Герман в этом году планирует наконец-то завершить работы над фильмом "Трудно быть богом" по одноимённому произведению братьев Стругацких. Напомню, что съёмки фильма начались ещё в 1999 году. И тогда режиссёр был настроен более чем оптимистически относительно сроков завершения этого "простого" - как против "Хрусталёв, машину!" - фильма. Но обстоятельства сложились иначе. Были и традиционные для Германа проявления крутого характера, и разрыв с исполнителем главной роли Леонидом Ярмольником (близившиеся к завершению съёмки были продолжены с дублёром), который всё-таки удалось уладить, и даже бандитское нападение, из-за чего здоровье режиссёра существенно пошатнулось. Как говорит Герман, сейчас основным препятствием в работе для него служит плохое здоровье. Однако очень хотелось бы, чтобы столь выдающийся человек смог достойно встретить этим летом свой семидесятилетний юбилей. Да и сам режиссёр полон планов: хотя он и признаёт, что "Трудно быть богом" станет его последним фильмом, но зато он обещает представить в будущем на суд общественности несколько собственных книг, над которыми сейчас работает. Нам остаётся только набраться терпения. А пока предлагаю ознакомиться с выдержкой из книги Александра Липкова "Герман, сын Германа", где режиссёр рассуждает о своём видении повести Стругацких. Замечу только, что эта книга была издана ещё в 1988 году.
Что такое "Трудно быть богом"? Это трагическая история человека, оказавшегося на другой планете (конечно, никакую "другую планету" играть не надо - история вполне земная; "другая планета" - лишь некое условное допущение), пришедшего в средневековье из будущего. Он прекрасен душой, наделён даром воображения и сострадания, умением любить, привязываться к людям, ставшим для него близкими, то есть всем тем, чем мы отличаемся от араукан. И ещё, поскольку он из будущего, ему известны приёмы боя, которые станут известными здесь через многие века, в его руках практически неограниченные возможности - при желании он может вообще уничтожить на планете всё живое. Но выясняется, что ничего ему не изменить, - самое большее, в его силах спасти какого-то конкретного человека. Он не может истребить ни эту страшную армию, ни полицейский аппарат, потому что без них станет ещё хуже: с гор спустятся кочевники, вообще сметут всю цивилизацию. Истребить кочевников? Но туда же придут другие кочевники. Он даже не может помочь Арате, арауканскому Пугачёву, потому что понимает, что захватив власть, тот проделает всё то же самое, что делает сейчас тамошний диктатор. И опять же станет ещё хуже: чтобы вознаградить своих сподвижников, Арате потребуются земли, а земля без рабов никому не нужна - значит, появятся и рабы. Планета откатиться ещё дальше вспять, исчезнет арауканский язык, окажется достаточным одного мата. Многое из положений и деталей романа узнаваемы и современны - и то, как убивают арауканских книгочеев, и судьба поэта, по сути, шута, гремящего колокольчиками, и то, как каждый (а каждый подозревает в герое бога либо дьявола) пытается с ним договориться. Да и сама политическая, духовная ситуация, описанная в романе, заставляет задуматься о том, что пережито нами.
Герой наделён знанием, понимает, что он не первый из землян на этой планете, до него были другие и ещё будут другие, что не в его силах изменить к лучшему мир и людей (чтобы это случилось, они должны ещё пройти долгий путь страданий) и что выбор у него только один - забыть о всех преимуществах, которые ему даны, и, взяв в руки меч, рубить погань. То есть выбрать смерть, что он и делает.
Powered by ScribeFire.
Комментариев нет:
Отправить комментарий