Судя по всему, у моего блога отчётливо наметилась сквозная тема, своеобразный лейтмотив - музыка в кино. Сегодня приведу точку зрения на это явление Андрея Тарковского. Но сначала небольшое отступление. Пару лет тому назад, когда я искал в Инете информацию о фильмах этого режиссёра, мне попалась заметка, автор которой утверждал, что если на родине Тарковского больше знаю как режиссёра, то на Западе его ценят прежде всего как видного теоретика киноискусства. В подтверждение приводились ссылки на зарубежные сайты. И действительно, некие теоретические материалы там были широко представлены. Но на английском языке. У нас же ситуация оказалась противоположной: не то что теоретических материалов, но даже толкового русскоязычного сайта о Тарковском тогда обнаружить не удалось. И при этом интерес к х/ф "Сталкер" принято считать необходимой отличительной черты "настоящей интеллигентности"... Такой вот парадокс. Впрочем, сейчас ситуация с сайтами изменилась, насколько я могу судить, хотя, признаюсь, за её развитием я особо не наблюдал.
Итак, возвращаясь к началу моего поста, недавно я обнаружил любопытный сайт "Монтаж", где в разделе "Библиотека сайта" отыскалась солидная подборка материалов по киноделу, среди прочего - лекция Тарковского о такой вещи, как сценарий. Приведу заинтересовавшую меня выдержку:
Итак, возвращаясь к началу моего поста, недавно я обнаружил любопытный сайт "Монтаж", где в разделе "Библиотека сайта" отыскалась солидная подборка материалов по киноделу, среди прочего - лекция Тарковского о такой вещи, как сценарий. Приведу заинтересовавшую меня выдержку:
Для создания полноценной кинодраматургии необходимо близко знать форму музыкальных произведений: фуги, сонаты, симфонии и т.д., ибо фильм как форма ближе всего к музыкальному построению материала. Здесь важна не логика течения событий, а форма течения этих событий, форма их существования в киноматериале. Это разные вещи. Время - это уже форма.
В общей форме кинопроизведения очень важен конец, как важна кода в музыкальном произведении.
При таком понимании формы не имеет значения последовательность эпизодов, характеров, событий, важна логика музыкальных законов: тема, антитема, разработка и т.д. В картине "Зеркало" во многом использован такой принцип организации материала.
В основе своей кинодраматургия ближе всего к музыкальной форме в развитии материала, где важна не логика, а превращения чувств и эмоций. Вызвать эмоцию можно только путем нарушения логических последовательностей. Это и будет кинодраматургия, то есть игра последовательностью, но не сама последовательность. Нужно искать не логики, не истории, а развития чувств. Не случайно Чехов, написав рассказ, выбрасывал первую страницу, то есть убирал все "потому что", убирал мотивировки. Только когда материал освобождается от "здравого смысла", рождается живое чувство в своем естественном развитии и превращениях. Давно проверено - чем лучше материал отснятой картины тем скорее он разрывает первоначальную драматургию.
Подлинный художественный образ обладает не рациональным толкованием, а чувственными характеристиками , не поддающимися однозначной расшифровке. Вот почему внелогичные, музыкальные законы построения материала куда, точнее и художественнее, чем пресловутый здравый смысл. Вообще искусство - это попытка составить сравнение между бесконечностью и образом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий