19.02.2008

Марк Найдорф: СМИ и законы человеческого восприятия

Итак, сегодня снова о СМИ. Причиной тому стала статья Марка Найдорфа, которую я отыскал в Инете накануне. Материал краткий, написан популярно. Приведу обширную выдержку, где проясняется противоречивых механизм так называемого "всевластия" СМИ. Главный вопрос по сути стар: где граница власти отражения над взглянувшим в зеркало человеком?

Итак, СМИ – это средства, но не массовой информации, как может следовать из принятого их русского наименования. СМИ - средства создания общедоступной образно-смысловой среды существования огромных масс людей (media, по-английски, окружающая субстанция, среда обитания, mass-media, следовательно, куда более точное название). Эта среда выдает себя за абсолютно прозрачную, но на самом деле является абсолютно плотной. И в этом парадоксе заключена мистическая сила СМИ и тех, кто ими владеет.

Но кто же владеет СМИ? В смысле финансово-административном, понятное дело, те, кто контролирует производство и тиражирование сообщений. В смысле же содержательном контроль оказывается на другом полюсе - полюсе восприятия. Сегодня еще многие помнят как упорно в СССР СМИ направлялись на формирование "нужных" свойств образно-смысловой среды советского общества. При этом часть усилий оказывались вполне успешными, другая часть нет. Мнение о том, что советский строй - справедливейший в мире, поддерживалось большинством. Но убедить советский народ любить музыкальную классику и презирать "буржуазные" джаз, рок и джинсы не удалось. Массовый вкус вынудил СМИ отступить, и еще при советской власти объем трансляции так называемых "развлекательных жанров" непрерывно нарастал.

Диктат массы над содержанием сообщений СМИ ощущается как очевидная необходимость приспосабливать сообщения к условиям быстрого схватывания и к рецептивным способностям толпы. Автор, желающий, чтобы его текст (в газете, на радио, телевидении) был прочитан и подхвачен общественным мнением, должен быть прост, ясен и убедителен в тоне. Амбивалентность авторской позиции, плотность аргументации, широкий круг привлекаемых источников - все это выводит текст за пределы СМИ, в разряд "специальных". Следует добавить, что массовый реципиент располагает очень ограниченной актуальной памятью, парадоксальным образом может поверить в противоположное тому, чему сам был свидетелем, и вообще впечатления ценит выше фактов. Фактически, поэтому, массовый реципиент является соавтором, жестко влияющим на темы и формы подачи любых произведений СМИ - от новостей до клипов и "звезд", - хотя в собственном представлении он полагает себя всего лишь потребителем "информации".

Верно: соавтором СМИ является масса реципиентов, тогда как каждый в отдельности является их потребителем. В этом обстоятельстве, как кажется, обнаруживается мистическая сторона средств массовой информации.


Источник: "Культура и мистика СМИ"

Комментариев нет:

Отправить комментарий