29.02.2008

Кино: "Я - легенда!"

Ночной просмотр фильма Фрэнсиса Лоуренса "Я - легенда!" заставляет меня внести коррективы в свои планы по публикации материалов на блоге. Суммируя впечатления, признаю: фильм великолепен. Хотя предпосылки не внушали оптимизма: сначала краем уха услышанная (на уровне слухов) аттестация фильма как очередного боевичка про копов, после разгромная критика в февральском номере "Кино Дайджесте", где прямо сообщалось: нам опять "слили" очередное кино про вампиров... Но самое страшное для моей зрительской интуиции - Уилл Смит в главной роли... В результате, когда фильм таки добрался до наших широт, я не пошёл на него.

И зря. Хотя сейчас, когда всё позади и на улице ярко светит солнышко, я понимаю, что всё-таки был прав, когда отказался от премьерного просмотра именно в кинотеатре. Кино такого уровня трудно высидеть в мягком креслице с поп-корном в руках. Настолько сильно эмоциональное напряжение происходящих на экране событий, настолько сильно начинаешь сопереживать главному герою. И это самое интересное для меня в этом фильме. Как-то так сложилось, что у нас принято ругать голливудскую продукцию за примитивизм. Особенно фильмы, предназначенные для широкой зрительской аудитории. Мол, никакой актёрской игры, одни спецэффекты да дешёвые приёмы, чтобы выдавить из зрителя нужную эмоцию - крайне незатейливую, как правило. Между тем, нам голливудские фильмы хорошо ругать потому, что мы не принадлежим в полной мере той культуре. Ведь любая культура полна условностей, которые приняты принадлежащими ей людьми "по умолчанию", без какой-либо рефлексии, как закономерный итог воспитания. Люди просто постоянно придерживаются принятых в родном для них обществе правил. И не замечают их, как и процесса собственного дыхания. Но парадокс в том, что все эти условности предельно обнажаются, когда них направлен взгляд постороннего наблюдателя, особенно носителя принципиально иной культурной традиции. Или носителя, как только что я сообразил, иного жизненного опыта. Тут-то и проступает в полном объёме игровой - как бы надуманный, условный - аспект присущего человеку способа бытия. Именно поэтому нам кажется, ещё кажется, что голливудские ленты сверх всякой меры полны нелепостей (позиция: так в жизни не бывает). Ведь вся тонкость в том, что мы не можем сполна прочувствовать необходимости этих якобы нелепостей, всю серьёзность обстоятельств (зачастую негласных), жёстко стоящих за ними. К примеру, в голливудской ленте коп или, согласно последним веяниям, военный человек почти всегда предстают положительными героями. Налицо, казалось бы, приторный киноштамп. Но так ли просто его смысл для общества, которое занимает первое место в мире по числу заключённых (порядка двух миллионов отдыхающих на нарах) и ведёт сразу две крупные военные кампании с довольно туманными целями? Хороший вопрос. Который, впрочем, я пока оставлю в покое, чтобы сфокусировать своё внимание на исполнителе главной роли.

Роль Роберта Невилла исполняет Уилл Смит. Тот самый парень в чёрном. В 90-е именно ему выпала возможность проиллюстрировать то печальное положение, в котором тогда оказалась кинофантастика. "Люди в чёрном" и "День независимости" - в этих фильмах фантастика была окончательно дискредитирована как серьёзное художественное средство, обесценена до уровня лишь ещё одного среди прочих стилистических приёмов, пригодного разве что для привлечения дополнительного внимания со стороны детей и подростков. Фантастике отказали в метафорической составляющей в пользу аллегорической, заставили пройти путь от притчи до фельетона, отчего она и выродилась в массовые то ли дубовые, то ли картонные экранизации комиксов для "младшего школьного возраста". В начале двухтысячных ситуация вроде бы стала исправляться, хотя тот же "Я, робот" больше смахивал на традиционный "полицейский" боевик, чем достойное исследование этических проблем, сформулированных Айзеком Айзимов ещё в 50-е годы. Одно только удивляло: какой же крепкий у Смита интерес к фантастике! Который, замечу, в конце концов дал замечательный результат.

Итак, "Я - легенда!" в прокате. Приведу небольшой фрагмент из интервью Уилла Смита, посвящённого выходу в прокат рассматриваемого фильма:

Вам нравится сниматься в научно-фантастическом кино?

Всегда нравилось. Но этот фильм как бы возвращает нас в прежние времена, когда в кино еще не пришли компьютеры и сложные спецэффекты. Когда сутью научной фантастики была сама история, а не дорогое изображение, и фантастические фильмы были драмами, основанными на футуристических идеях. Так что да, мне нравится фантастика, но в нашей картине главное - сюжет и мой персонаж, а спецэффекты - своего рода добавка за те же деньги, которая устраивает вам встряску, когда вы меньше всего ее ждете.

Дальше, видимо, мне стоило бы посвятить время, чтобы продемонстрировать возможные трактовки этого фильма, но я отказываюсь от такой возможности. Ограничусь только замечанием, что авторы фильма смогли сполна доказать, насколько общечеловеческие ценности становятся таковыми, только если мы соглашаемся добровольно их принять. И всё - никаких трактовок! Потому что теперь я хочу снова вернуться к поразившему меня эффекту сопереживания главному герою. Чем это достигается? Сейчас я попробую внятно сформулировать свой ответ. Я не считаю, что всё можно банально списать на талантливую актёрскую игру Уилла Смита, хотя она в любом случае достойна высшей похвалы. Нет, есть ещё одна важная составляющая. И благодаря этому фильму я смог её уловить. Я понял, насколько важно естественное и органичное проникновение камеры в тот вымышленный мир, где происходят все события фильма. Камера оказывается единственным реальным представителем нас, таких заурядных зрителей, в целом мире вымысла. И от того, насколько искусно она сможет исполнить роль нашего взгляда, передать все те нюансы, что присущи именно человеческому взгляду, причём взгляду нашего современника, во многом от этого зависит наше погружение в созданную фильмом вселенную, зависит наше доверие к показываемым событиям, сопереживание им. К чести создателей фильма надо отметить, что они справились с этой задачей великолепно. Благодаря результату их многолетних усилий, теперь мы можем более чем достойно прожить сто одну минуту из отпущенной нам жизни. Сполна ощущая красоту и ужас человеческого удела. И его бесконечную противоречивость.

Напоследок приведу ещё один фрагмент из интервью Уилла Смита (полностью материал можно прочесть в журнале "Кино Дайджест" №2 (57) за этот год), где он рассуждает о значении сыгранной роли:

Сколько времени Вы сегодня уделяете музыке?

Мне вообще не до музыки, особенно после "Я - легенда". Мне кажется, я сейчас попал в правильную струю, и как актер я профессионально расту с каждым новым фильмом. Я не могу отвлекаться на что-то еще, потому что чувствую, что приближаюсь к таким вещам, о которых раньше и не мечтал. Я полностью сконцентрировался на выстраивании правильных отношений с миром кино, с великими умами кинематографа. Я хочу развить свои способности творить, мечтаю создать что-то такое, что изменило бы человечество. Может быть, у меня слишком завышенные цели, но я точно не достигну их, если буду распыляться на посторонние вещи.

Что ж, стать легендой - достойная задача для каждого из нас. Так и стоит жить. Чтобы после не было мучительно больно за бесцельно... Но не буду о грустном. Ведь я легенда! :)

1 комментарий:

  1. Очень согласна с мыслью о том, что кино (как и любой другой вид искусства)сильно отражает культуру, в которой производится и о которой повествует. Но ведь, как существуют, нетленные глобальные межкультурные вещи в литературе (Шекспир, Гёте, Гюго и др.), музыке (Бах, Глинка, Моцарт, ...), так, вероятно, должны быть и киношедевры, понятные и поучительные для мировой цивилизации. Как думаете, "Я-легенда" из этой серии? Какой бы фильм Вы назвали фильмом "всех времён и народов"?

    ОтветитьУдалить