Поскольку в материалах моего блога наметился лёгкий крен в сторону событий и персонажей из недавнего прошлого, то логично будет подвести под это некоторую теоретическую базу. За таковую, для начала, я использую цитату из труда Хосе Ортега-и-Гассета "Восстание масс". Кроме того, это позволяет мне означить ещё одну занимательную проблему, суть которой сводится к драматургии наших взаимоотношений с Историей. Но об этом подробнее как-нибудь в другой раз.
Революции, безоглядные в своей нетерпеливой спешке, лицемерно щедрые на обещания всевозможных прав, попирают первейшее право человека, настолько первейшее, что оно определяет человеческую сущность, - право на непрерывность, на преемственность. Единственное коренное отличие "естественной истории" от человеческой в том, что последняя не может начинаться заново. Кёлер и другие показали, что орангутанг и шимпанзе отличаются от человека не тем, что принято называть умственным развитием, а короткой памятью. Бедные животные начинают новый день, не помня почти ничего из пережитого вчера, и потому их интеллект вынужден обходиться жалкими крохами опыта. Современный тигр таков же, как и шесть тысяч лет тому назад, потому что каждый тигр должен заново становиться тигром, словно у него и не было предшественников. Напротив, человек благодаря своей способности помнить копит собственное прошлое, владеет им и извлекает из него пользу. Он никогда не окажется первым на Земле человеком - его существование начинается на определенной высоте, на вершине накопленного. Это единственное богатство человека, его привилегия и его родовой признак. И наименее ценно в этом богатстве то, что кажется удавшимся и достойным памяти: главное и самое важное - это память об ошибках, позволяющая избегать их. Подлинное богатство человека - это богатство человеческих ошибок, накопленный тысячелетиями жизненный опыт. Поэтому высший человеческий тип Ницше определил как существо "с самой долгой памятью".
Попытка порвать с прошлым, начать все с нуля - это попытка стать или притвориться орангутангом. Мне отрадно, что нашелся француз, Дюпон-Уайт, который в 1860 году отважился воскликнуть: "Преемственность - это право человека, это дань уважения всему, что отличает его от животного".
Комментариев нет:
Отправить комментарий