18.02.2008

Сергей Минаев: "The Тёлки" и "Media Sapiens"

В минувшую субботу наконец-то завершилась драматическая история сканирования и выкладки в Инет новой книги Сергея Минаева "The Тёлки". Спасибо белорусским товарищам за содеянное. Сразу скажу, что саму книгу я ещё не прочёл, поэтому никакого отзыва представить не могу. Замечу только, что Минаев, видимо, всё-таки остался верен себе, и написал всё что угодно, но только не роман. По крайней мере в первых четырёх главах никаких следов оригинального идейного замысла мне уловить не удалось. Зато бытопись по-прежнему выше всяческих похвал. В этом автор верный продолжатель той традиции, что сформировалась за минувшее десятилетие на так называемых "контркультурных" ресурсах. Ожидать иного вряд ли стоило бы, учитывая, что эти ресурсы изначально ориентировались на реалистическую манеру письма, чёткое представление о которой в своё время мог получить практически любой советский школьник. Уровень среднего образования позволял. Впрочем, пока рано делать какие-либо выводы. В заключение приведу текст моей старой заметки о другом произведении Минаева, которое всё ещё пылится на полках книжных супермаркетов.

***

Прочитал новый роман Сергея Минаева "Media Sapiens. Повесть о третьем сроке". Впечатление о книге осталось противоречивое. Пока автор явно опирается на автобиографический материал, то чтение выходит легко и занимательное. Еще и "с эмоцией", так сказать. Но когда надо переходить к описанию воображаемых событий, то повествование враз скучнее. Хотя, возможно, такой прием использован намерено, чтобы показать, что всякая профессия, а особенно творческая, несет в себе помимо некоторой толики романтики еще и огромный запас каждодневной рутины. К сожалению, в намеренном использовании такого приема заставляет усомниться тот фaкт, что лишившись опоры в опыте автора, главный персонаж ощутимо глупеет. Вроде он по-прежнему эффективно реализует свои замыслы, но сам процесс вынашивания этих замыслов показан так нарочито "попсово", что сразу становится ясно: читателя дурят. А что вернее всего, автор скорее всего просто играет "в Пелевина", о чём он, впрочем, почти открыто и заявляет в тексте. Концовка книга едва читабельна. Попытка внести в повествование метафизическую систему, которая позволила бы целиком понять и оценить контекст описываемых событий, явно тонет в том самом говне, о котором столь детально рассуждают Антон Дроздиков с "Леонидом Парфёновом". Увы, но невозможно толково изложить какую-либо философскую систему, опираясь исключительно на разговорный язык, да ещё и уровня учащегося ПТУ. Такое изложение будет забавно читать, но принять сколько-нибудь серьёзно к сведению - едва ли. Что автор хорошо и показывает в начале, когда описывает встречу с Никитосом. Пока звенят понты, то с уст персонажей легко срываются всякие "партнёры" и "дискурсы", но как только наступает черёд конкретных действий, то необходимость безусловного понимания друг друга присваивает словам чёткие и однозначные значения, и вот уже дискурс превращается в "базар", а партнёры в "пацанов". Странно, что автор игнорировал эту подсказку самому себе.

Впрочем, что действительно порадовало в этой книге, кроме детального описания жизни людей нелегкой профессии, которых всячески любит медиа, так это желания соблюсти видимость злободневности, что приводит к неоднократному упоминанию в тексте блогов. Вот характерный фрагмент:

Сетевые блоги получили широкое распространение в Интернете, потому что давали шанс любому бездельнику в одночасье стать звездой, новостным ресурсом, порносайтом или службой знакомств в одном лице. Поскольку открытие личного дневника не требовало от человека знаний по созданию интернет-сайтов, а количество таких же, как и он лоботрясов, проводящих все рабочее время в Сети, ежедневно росло - такие сервисы быстро стали самыми популярными местами общения различных социальных групп. Однако в российском сегменте Интернета блоги имели свою специфику. Они были намного более политизированы, чем их международные аналоги. Сотни человек занимались обсуждением политики в своих личных дневниках на Live-journal.com, Liveinternet.ru или Blogs.mail.ru. Такие блоги пользовались устойчивой популярностью, и я вынашивал проект создания агентства, специализирующегося на продвижении нужной информации политического или коммерческого свойства через дневники наиболее популярных пользователей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий