Алексей Плуцер-Сарно разразился интересной заметкой, где осветил не только нынешнее состояние отечественного искусства в сравнении с западным, но и обрисовал наиболее вероятные тенденции дальнейшего развития событий в этой сфере. Очень хороший материал. С удовольствием приведу наиболее смыслоёмкий фрагмент:
[...]
За бортом этих нескольких актуальных галерей, искусство больше не следит за временем и не конфликтует с обществом. Наоборот, оно украшает общественные пространства и сглаживает острые социальные углы, прикрывает, так сказать, своим холстами прорехи общественного устройства. Громкое имя художника больше не средство воздействия на закосневшие умы, а бренд, позволяющий извлекать из этой самой косности высокие доходы.
Стало быть, задача художника завтрашнего дня - изображать мир таким, каким он никогда не был и не будет. Наступает эпоха антиреализма, контрнатурализма и псевдобытописания. Искусство постепенно превращается в розовый флер, который художники набрасывают на беспредельный ужас реальности, пытаясь сделать ее, реальность - обитаемой, а свою жизнь - благоустроенной и сытой.
Такое творчество старается как можно дальше уйти от стандартов прошлого, когда искусство считалось отражением актуальных общественных и интеллектуальных процессов, когда оно являло собой столь же актуальный ответ на различные ментальные процессы в социуме.
Таким образом, искусство, то есть рынок единичных товаров, предметов роскоши, становится частью "конвеерного" бизнеса, то есть массового производства. И как часть такого рода коммерческой деятельности все процессы в нем закономерно будут регулироваться статьями административного и уголовного кодексов, а не кодексами прав человека, свободы слова и прочей неактуальной в сегодняшней России чепухой.
В самом деле, проблема свободы художественного высказывания совершенно неактуальна в век, когда художники просто зарабатывают деньги. Ведь бизнесу свобода слова ни к чему, гораздо важнее свобода пиара. Все красивые слова художников про "свободу" - уже завтра станут всего лишь пиар-прикрытием для их бизнеса, когда художник захочет нарушить элементарные законы этики арт-бизнеса в своей пиар-деятельности, продемонстрировав зрителю что-нибудь отвратительное, шокирующее, оскобляющее его вкусы.
Галереи в таком обществе неизбежно превратятся в лавки единичных товаров. Это искусство не будет иметь никакого отношения к экспертизе идеологем, ревизии закосневших ценностей, которой занимались художники последних столетий. Традиционные художники уже сегодня хотят не столько влиять на умы, сколько высокой доходности своего бизнеса.
Эпоха критического восприятия художником мира уходит. Новое российское искусство будет, прежде всего, отражать общепринятые идеологии, взгляды и представления о мире. Оно будет мифогенным. И тут художнику будет представлена максимально возможная свобода высказываний в рамках этого мифо-идеологического комплекса.[...]
[...]Новое искусство XXI века должно будет стать понятным, простым, привычным. Наряду с эстетикой традиционного и эстетикой прекрасного завоюет свои позиции и эстетика повтора.
Источник: "Мусор в музейных пространствах: Будущее российского искусства"
Powered by ScribeFire.
Комментариев нет:
Отправить комментарий