28.08.2008

О структуре фантастических произведений

В поле моего зрения попал материал, посвящённый попыткам найти связь между идеями Н.Ф. Федорова и творчеством братьев Стругацких. Не берусь утверждать, что затея вышла однозначно успешной, - слишком кратко о многом (тут и Ефремов, и речевые практики, и тоталитарное государство, и Утопия), отчего происходит ощутимое разрыхление общего смысла, - но одно соображение сохраню на будущее, так ладно написано - прямо как в книжке:

Представляется, что оценка творчества Стругацких невозможна без рассмотрения эстетических особенностей жанра фантастики. Принципиальным отличием фантастики является присутствие в повествовании «Неведомого» - т.е. собственно фантастического, не включенного в наличествующую практику циркуляции истин. Структура такого произведения формируется в результате взаимодействия «Неведомого» с уже существующими речевыми практиками, которые могут пытаться ввести его в социальное пространство (например, освоение нового научного открытия) или же вытеснить его за рамки общества, защищая устоявшиеся социальные связи (классический пример – предотвращение планетной катастрофы). Фантастический мир оказывается разделен на две неравные части. Первая – это пространство социального, пространство жизни и разума. Вторая – пространство смерти, бессознательного, иррационального.

Источник: "Тринадцать лет спустя"

Powered by ScribeFire.

Комментариев нет:

Отправить комментарий