В ЖЖ пользователя d_drk встретил рецензию на книгу П.А. Куценкова "Психология первобытного и традиционного искусства". Сама книга мне недоступна, поэтому ограничусь пространной выдержкой из рецензии, где идет речь о возможной взаимосвязи между возникновением искусства и человеческой речи.
Наскальная живопись палеолита отражает начальную стадию человеческой эволюции – доречевой период. От этого времени сохранились необычайно реалистичные рисунки зверей, на которых с фотографической точностью передан внешний вид изображенного животного. Не всякий художник сегодня способен нарисовать нечто подобное.
Но вот какая характерная особенность – везде, где были найдены образчики подобной живописи, изображения налеплены друг на друга без всякой связи между собой. Сначала первобытный художник рисует зубра, через какое-то время оленя, но располагает его верх ногами по отношению к первому изображению. Человек эпохи палеолита понятия не имел о композиции, в его голове изображаемые единичные предметы никогда не связывались друг с другом, нарисовать картину с соподчиненными объектами, фоном и перспективой, либо изобразить действие он был не в состоянии!
Приблизительно в эпоху мезолита в первобытной живописи происходят революционные изменения. Реалистичность изображения сменяется почти полной абстракцией (вместо детальной прорисовки – детские каракули, палочки-черточки), зато во всех рисунках появляется композиция. Собственно, это не рисунки, а рассказы: несколько последовательных сценок, связанных между собой засада=> охота=> ранение=> добыча.
Момент появления композиционной живописи совпадает с появлением человеческой речи или непосредственно предшествует ему - считают ученые.
Зачем нашим несчастным безъязыким предкам, вынужденным проживать свой короткий век в холоде, голоде и в борьбе за существование, вообще потребовалось малевать что-то на стенах пещеры, тем более с такой точностью рисовать животных? Ведь делали они это явно не с целью просто убить время, причина должна быть более чем весомая.
Похоже, что палеолитические рисунки были результатами галлюцинаций. Вернее, рисование служило механизмом, запускавшим у первобытного человека процесс галюцинирования. Отсюда и фантастическая точность изображений. Подобные спровоцированные рисованием галлюцинации позволяли художнику заново пережить приятные эмоции, что случались у него на удачной охоте, либо, наоборот, выполняли компенсаторную функцию – вызывая в своем сознании образ зверя, человек тем самым переигрывал произошедшую неудачу, инвертировал таким образом свою досаду.
[...]
В то время у людей существовала лишь эйдетическая, т.е. непосредственная, память, но не было образной.
Когда рисует современный человек (т.е. начиная с эпохи мезолита), он передает образ, хранящийся в его памяти и ассоциативно связанный с другими представлениями, символами и образами. Он задействует механизм фантазирования, а не галлюцинаций. Для нас реальность дефрагментирована: в нашем сознании существует как бы еще один мир - образов, представлений, символов. Это область т.н. второсигнальных импульсов: ведь переживания, которые мы испытываем, обращаясь к образной памяти и фантазируя, сопоставимы с переживаниями, вызываемыми наблюдениями за реальным миром.
Такой мир мог появиться лишь после возникновения человеческой речи. Именно посредством человеческой речи многочисленные объекты действительности классифицируются в группы, каждая из которых обозначается словом и/или обобщенным образом, связываются между собой. При слове «дерево», например, мы вспоминаем не какое-то конкретное дерево, что видели где-то когда-то, а только лишь обобщенный образ дерева, который формируем из всех увиденных в течение жизни (а также на фотографиях, в картинах и кино) деревьев. Более того, в нашей голове могут существовать образы вещей, которых мы не видели даже в кино, а нафантазировали себе сами - читая книжку, допустим.
Источник: "Изучаем бессознательное. Как появилась речь?"
Powered by ScribeFire.
Комментариев нет:
Отправить комментарий