19.06.2011

О бездомности

— Моя книжка называется не «Андрей Тарковский», а «Сны и явь о доме». В пространстве освоения этого понятия, одинаково близкого и гению, и простому человеку, и нужно искать. В фильмах самого Тарковского речь об этом. Его жизнь не так уж и полна событиями, как ни странно. Гораздо более насыщенна в этом смысле жизнь, скажем, Андрея Кончаловского. Но в творческой деятельности Тарковского нет мало-мальски развернутого высказывания, где бы так или иначе речь не шла о доме. Как о частном жилище человека и, если угодно, как о мироздании. «Солярис», например, не что иное, как утопическая модель такого «мирозданческого» дома, куда в конце концов попадает сам Тарковский, а вслед за ним — его герой. Правда, попадает туда уже не во плоти, а как призрак. Ни уюта, ни пристанища для плоти и крови Тарковский в своей жизни так и не обрел. А поэтому изобретал пристанище как некое пристанище духовное. В бесплотности которого есть своего рода вынужденность. Так заявлял о себе комплекс реально, в земной юдоли неосвоенного дома — как строения из камня или дерева, как семьи — отца, матери. Тарковский сегодня актуален своим фатальным бездомьем. И это не только его собственная актуальность, а и наша, я бы сказал, нашего отечества исконная актуальность.

Источник: "Виктор Филимонов: Мы все сиамские близнецы. Мы обречены жить единым домом"

Комментариев нет:

Отправить комментарий